Системный подход к нанесению покрытия на автомобильные диски с алмазной проточкой
Алюминиевые колёсные диски с алмазной проточкой являются неотъемлемым элементом автомобилей премиум-класса благодаря своей эстетической привлекательности и эксплуатационным характеристикам. Они сочетают лёгкость конструкции, прочность и впечатляющий внешний вид. Отличительной особенностью этих дисков является резкий контраст между блестящей обработанной поверхностью алюминия и цветным фоном базового покрытия.

Системы покрытий, наносимые на эти диски, критически важны для их долговечности, поскольку они должны защищать поверхность от сколов, царапин, автомобильных жидкостей, соли и других коррозионных веществ. В этой статье рассматриваются многослойные системы покрытий, используемые для алмазных дисков, функции каждого слоя покрытия и совместное использование жидких и порошковых покрытий для соответствия строгим требованиям к эксплуатационным характеристикам и внешнему виду.
Процесс нанесения покрытия
Типичная система покрытия диска с алмазной проточкой включает четыре слоя: грунтовку, базовый слой, антикоррозионный слой (KSL или KSP) и прозрачный лак. Эти слои выполняют как декоративные, так и защитные функции и могут быть наглядно представлены на рисунке 1.

Хотя это изображение точно отображает слои покрытия, процесс нанесения покрытия на диск с алмазной проточкой несколько сложнее и может быть наглядно представлен на рисунке 2. Важно отметить, что этот процесс включает несколько циклов отверждения, которые здесь не показаны для упрощения.

Подготовка поверхности
Подробное рассмотрение подготовки поверхности алюминиевых дисков выходит за рамки данной статьи. Стоит отметить, что это кропотливый многоэтапный процесс, включающий механическую струйную обработку, очистку, дегазацию и химическую предварительную обработку для подготовки поверхности к нанесению грунтовки. Хотя большинство этапов подготовки поверхности, вероятно, покажутся знакомыми специалистам по покрытиям, дегазация может быть не всем знакома.
Дегазация включает в себя нагрев подложки до 200–250 °C в течение определённого времени для удаления газов, образовавшихся в процессе литья. При неправильной дегазации эти газы могут выделяться во время отверждения и вызывать такие дефекты, как поры, кратеры или потерю адгезии.
Грунтовка
Грунт служит основой для последующих слоёв покрытия, улучшая адгезию системы к подложке и обеспечивая ровную поверхность для базового слоя. Таким образом, грунт влияет как на эксплуатационные характеристики, так и на окончательный внешний вид системы покрытия.
Грунтовки обычно являются эпоксидными или гибридными эпоксидно-полиэфирными порошковыми красками. Поскольку они обеспечивают наилучшую адгезию и защиту от коррозии среди всех доступных порошковых красок. По сравнению с жидкими покрытиями, порошковые покрытия обладают улучшенной укрывистостью и заполняющими свойствами, особенно на шероховатых поверхностях.
Базовый слой
Базовое покрытие обеспечивает основной цвет и визуальный эффект диска. Могут использоваться как порошковые, так и жидкие краски. Жидкие базовые краски предпочтительны при наличии в них металликов или слюдяных пигментов для создания специальных эффектов. Базовое покрытие наносится равномерно для обеспечения однородности цвета и покрытия и должно соответствовать строгим требованиям автопроизводителей.
Алмазная проточка
После нанесения и отверждения базового покрытия диск подвергается алмазной проточке, при которой части поверхности подвергаются прецизионной механической обработке, обнажая чистый алюминий. Это создаёт характерный контраст между цветом базового покрытия и блестящей алюминиевой основой.
Механическая обработка также удаляет защитные слои покрытия с этих участков, подвергая их опасности потенциальной нитевидной коррозии. Эту проблему необходимо устранить следующим слоем в системе покрытия.
KSL, KSP и прозрачные лаки
Для защиты свежеобработанных поверхностей в сочетании с прозрачным лаком используются покрытия KSL (Korrosionsschutzlack) и KSP (Korrosionsschutzpulver). KSL и KSP расшифровываются как «антикоррозионное покрытие», где KSL — жидкое, а KSP — порошковое покрытие. Хотя можно использовать любое из них, для каждого требуется определённая комбинация прозрачных лаков, что обуславливает необходимость системного подхода.
Покрытия KSP обычно представляют собой полиэфирные порошковые краски (содержащие TGIC или без TGIC), обеспечивающие защиту от нитевидной коррозии. Однако для достижения высокого блеска, гладкости и стойкости к УФ-излучению поверх KSP наносится жидкий акриловый прозрачный лак. Это более экономичное решение из двух и обеспечивает приемлемые эксплуатационные характеристики и внешний вид.
Премиум-вариант использует жидкое покрытие KSL, а затем акриловый порошковый лак GMA. Такое сочетание обеспечивает исключительную гладкость, прозрачность и глубину цвета и часто описывается как покрытие класса А с кристальной прозрачностью. Акриловая порошковая краска не только улучшает внешний вид, но и повышает стойкость к УФ-излучению и химическим веществам, делая эту систему отраслевым стандартом для высококачественных алюминиевых дисков.
Сочетание защитного действия и декоративного эффекта
Когда заходит речь об алмазной проточке дисков, подразумеваются не порошковые или жидкие краски, а системный подход, объединяющий обе технологии для достижения оптимальных эксплуатационных характеристик и эстетических результатов. Порошковые грунтовки обеспечивают прочное покрытие и защиту от коррозии, жидкие базовые краски — первоклассные металлики и другие спецэффекты, а слой KSL или KSP в сочетании с подходящим прозрачным лаком завершает систему. В результате получается визуально впечатляющее покрытие, разработанное для того, чтобы выдерживать реальные условия эксплуатации в дорожных условиях.
